По соображениям совести

Утро 22 июня 1941 года не    предвещало беды. Старший милиционер Пётр Косило и милиционер Павел Семенчук охраняли госбанк г.Волковыска. Ждали окончания смены, чтобы отправиться домой. Но ровно в пять часов утра фашистские самолеты начали бомбить Волковыск и военный аэродром возле поселка Россь…

Описанный ниже героический поступок волковысских милиционеров, может быть, затерялся бы на страницах истории. Но установить хронологию подвига помогли уникальные документы, хранящиеся в фондах Центрального музея МВД России, а также воспоминания одного из участников эпизода – Петра Косило. Они легли в основу очерков разных авторов, писавших о советской милиции. К примеру, один из них вышел в книге военного журналиста, участника ВОВ, подполковника Владимира Киселева «В сутках двадцать четыре часа», изданной в 1984 году.

– Первая фугаска упала на здание райисполкома, другая угодила в помещение Волковысского отдела НКВД Гродненской области. Вспышки от взрывов бомб осветили ночной город, потом загрохотали так, что со звоном вылетели стекла из окон госбанка. Большая серия фугасных бомб вызвала разрушения и большие пожары. Испуганные люди бегали по улицам, наполняя их криками и плачем. А в ночном небе затихал, удаляясь на запад, вороватый гул фашистских бомбовозов, – так начинается очерк «Брезентовые мешки», и будто ты сам оказываешься на месте тех событий…

Тем временем, как потом вспоминал Пётр Косило, «верх госбанка загорелся, невозможно было больше охранять, так как горький дым забивал дыхание…» Милиционеры стали предпринимать попытки связаться с райотделом милиции. Но они не принесли результатов: все сотрудники уже воевали с высадившимся немецким десантом. К вечеру стало ясно: решение надо принимать самим. Под бомбежкой Косило вызвал сотрудников банка и приказал им упаковать деньги в мешки. Сколько всего было купюр, милиционер не знал, между тем у него самого в карманах находилось всего два рубля, у Семенчука – рубль.

Было принято решение двигаться в сторону столицы. П.Косило пробрался к шоссе, ведущему на восток, остановил грузовик. В транспортное средство погрузили 6 мешков с наличностью. В дорогу выбрались впятером: милиционеры, главный бухгалтер, инкассатор и шофер. Передвигаться приходилось в основном в ночное время, чтобы не попасть под авианалеты. Обстановка была напряженной, что впереди – неясно. Во время одного из привалов «банковские работники и шофер стали о чем-то договариваться втроем, стращать нас, что немецкие танки в Столбцах, мол, давайте наберем денег, сколько сможем, а остальные с машиной спалим». Так об этом вспоминал Пётр Косило. Милиционеры предложение попутчиков не приняли, поскольку оно противоречило их нравственным убеждениям, и те вскоре сбежали. Пришлось дальше снова искать транспорт…

Добравшись через два дня в прифронтовые Столбцы, еще не занятые фашистами, сотрудники охраны попытались сдать деньги в местное отделение госбанка, но там наотрез отказались принимать ценности. Решено было ехать в столицу. К 26 июня милиционеры, наконец, оказались в Минске. Но город лежал в руинах. О том, что было дальше, пишет Роман Илющенко – подполковник запаса, ветеран МВД России: «Попетляв с полчаса по горящим улицам, они вырвались за город, надеясь добраться до Могилева, однако, отъехав не более 20 километров, снова попали под бомбежку – немцы, уничтожив в первые часы советские самолеты на аэродромах, хозяйничали в небе. Снова выручил лес, в котором пришлось прятаться до темноты».

Наконец впереди показался Могилев. Но и там милиционеры получили отказ: управляющий отделением областного госбанка был категоричен. Не помогли даже угрозы наганом. Милиционеров направили в Шклов, где они, пройдя столько испытаний, в конце концов, сдали ценный груз. Петру Косило был выдан акт о приеме у него 2 миллионов 584 тысяч рублей. Его подписали: управляющий Шкловским отделением госбанка З.Сигалов, главбух А.Козловский, старший кассир М.Воробьева. К слову, после войны машина стоила 9 тысяч руб., натуральная шуба – 4-5 тыс. руб.

Когда закончилась Великая Отечественная война, П.Косило и П.Семенчук вернулись на работу в милицию, принимали участие в борьбе с бандитизмом. В 1951 г. Павел, к сожалению, погиб в бою, а Пётр проработал в службе охраны до глубокой старости. Среди его наград – орден Трудового Красного Знамени. Его имя занесено в Книгу Почета УВД Гродненского облисполкома, в 1988 году ему присвоено звание Почетного гражданина г.Волковыска.

Сегодня в музее областного управления Департамента охраны можно увидеть акт о приеме денег у Косило и Семенчука, муляжи их удостоверений, банкнот, которые использовались до денежной реформы 1947 года, фотографии милиционеров. А еще – копию сочинения внука П.Семенчука Сергея Ануфриева, которое он написал к 65-летию совет-ской милиции, будучи учеником 7 класса Волковысской школы №4. Это произведение было представлено на Всесоюзный конкурс: «Я хочу рассказать о самом дорогом и близком мне человеке, чья жизнь была поистине подвигом и стала образцом подражания для многих юношей и девушек нашей страны, человеке, о котором написано в книгах, газетных статьях, патриоте, который прошел во время Великой Отечественной войны фронтовыми дорогами от границ Западной Белоруссии до Волги, бывшем работнике милиции, при исполнении служебных обязаннос-тей погибшем за нашу любимую Родину, моем дедушке Семенчуке Павле Васильевиче…»

IMG_6371 1563103864134395523 IMG_6377 IMG_6366

Ольга Махнач

Фото Ирины Мешкиной

и из архива