Здесь не бывает случайных людей…

Всегда с особым чувством иду на интервью в питомник служебных собак Гродненского областного управления охраны, потому что знаю: мне обязательно расскажут что-то интересное. К тому же не перестаю удивляться, насколько четвероногие стражи правопорядка умны, сообразительны и выносливы, а их напарники-кинологи – хорошо подготовлены, трудолюбивы и терпеливы. А еще они прекрасные собеседники, умеющие превратить рассказ о своей профессии в увлекательное повествование. И хоть герой этой публикации Сергей КАЛАЧИК с недавних пор занимается хозяйственными вопросами в должности вожатого питомника, о кинологической службе он может поведать многое, ведь более двадцати лет работал милиционером-кинологом в составе группы задержания.

Сергей Калачик родился в 1976 году, носить погоны мечтал с детства. Его поколение было воспитано на советском кинематографе и книгах, поэтому многие сверстники грезили о том же. Взять хотя бы знаменитую кинокартину “Место встречи изменить нельзя”, снятую по роману «Эра милосердия» Аркадия и Георгия Вайнеров. Её персонажи стали не только символом Московского уголовного розыска, но и вошли в народный фольклор, превратились в героев песен и анекдотов, их реплики пополнили словари крылатых выражений…

Срочную службу Сергей проходил во внутренних войсках – в отдельном специальном милицейском батальоне (в/ч 5524, г.Витебск). Уже тогда он окунулся в специфику деятельности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности граждан. К тому же в Витебске молодой человек впервые увидел наряд группы задержания. «Из “Нивы” вышли двое бравых сотрудников в бронежилетах и с автоматами. Я спросил у старослужащего, представителями какого подразделения они являются, и был удивлен, узнав о существовании службы охраны. Тогда я и загорелся желанием трудоустроиться именно туда», – рассказывает собеседник.

 

****

Осенью 1996-го С.Калачик был принят сторожем в Гродненский горотдел объединения «Охрана» при МВД Республики Беларусь. Как раз-таки в этой должности многие молодые люди, желавшие аттестоваться, должны были постигнуть азы профессии. В ней Сергей проработал год, а в июне 1997-го получил первые погоны и заступил на пост в качестве милиционера Октябрьского отдела охраны. Вместе с напарником нес службу на ночной дискотеке, располагавшейся на ул.Поповича. Это частное заведение пользовалось популярностью у приверженцев криминальной субкультуры, поэтому нужно было не только вовремя пресекать правонарушения и преступления, но и правильно себя позиционировать, чтобы данный контингент понимал, что имеет дело с представителями Закона. С задачами справлялись успешно, поэтому в дальнейшем Сергею Михайловичу предложили должность милиционера-кинолога группы задержания.

 

****

За годы службы Сергей работал с четырьмя собаками, ставшими ему верными четвероногими напарниками. Все – немецкие овчарки. Когда познакомился с Графом и Араксом, они были уже взрослыми псами. Пришлось постараться, чтобы установить контакт, но всё получилось. Чингиза готовил к службе со щенячьего возраста, он проживал у кинолога дома. Четвертым напарником на долгие девять лет стал Пират.

Собака – это живое существо, и её наличие накладывает отпечаток на образ жизни кинолога. С ней нужно проводить много времени, тренироваться, выгуливать, играть, проявлять должную заботу. Каждый пёс, с которым я работал, был для меня другом. И когда кто-то из них покидал этот мир, я воспринимал это, будто у меня отняли частичку души… Но жизнь питомца намного короче человеческой, и это необходимо принять, – рассуждает старший прапорщик милиции в запасе.

 

****

Участие в раскрытии преступлений – неотъемлемая часть профессиональной деятельности милиционеров-кинологов ГЗ. И таких фактов за годы службы было множество. Мой собеседник вспоминает один из них:

Однажды вечером сработала сигнализация в строительном ПТУ-64 по улице Суворова. В считанные минуты наш наряд прибыл на место. Как рассказал сторож, из раздевалки, окна которой были открыты, неизвестные похитили вещи. Выяснилось, что при помощи палки с прибитым к ней гвоздем злоумышленники цепляли предметы одежды, подтягивали их к окну и похищали из кармана кошельки с деньгами. Я поставил Пирата на след, и он привел к заброшенному зданию, находившемуся неподалеку. Возле него стояли двое подростков. При парнях похищенного имущества не обнаружилось, но на их одежде имелись следы от силикатного кирпича. Это могло свидетельствовать о том, что они испачкались о стену здания, когда воровали из раздевалки вещи. Чтобы попробовать отыскать похищенное, я поставил пса на обратный след, и он привел к двум гаражам, между которыми лежала украденная майка. А в шестидесяти метрах от этого места, в корнях больших берёз, Пират “унюхал” похищенные кошельки. Парни во всём сознались.

 

****

Говоря о людях, с которыми С.Калачику довелось служить, в первую очередь он вспоминает в прошлом начальника питомника Сергея Павловича Голдобина, ставшего для Сергея Михайловича примером для подражания. Он был назначен руководить подразделением, когда кинологическая служба перешла в подчинение Департамента охраны. Выходец из СПБТ «Алмаз» отличался высоким уровнем профессиональной подготовки, был неординарным и преданным своему делу человеком, который заряжал энтузиазмом подчиненных.

Также важную роль играли взаимоотношения с напарниками, ведь работа сотрудника ГЗ – это чаще всего неопределенность. Никогда не знаешь, что тебя ждет, поэтому так важно иметь надежного товарища. Их у С.Калачика было пять:

Со всеми мне было комфортно служить. Поддерживали друг друга, подставляли плечо в сложных ситуациях. Это способствовало достижению высоких результатов в работе. А результативные экипажи руководство всегда стремилось продолжительное время сохранять в изначальном составе, – рассказывает старший прапорщик милиции в запасе. – Так было и у нас. Что касается ролей в группе задержания, то они распределялись следующим образом. Милиционер-водитель должен был довезти до места происшествия и прикрыть спину напарника. Боковой, он же милиционер-кинолог, считался старшим экипажа и человеком, который решал основную массу вопросов. Во время патрулирования ему нужно было вращать головой и замечать каждую мелочь, анализировать всё происходящее вокруг.

Со слов собеседника, сегодня суть работы ГЗ не поменялась. Вместе с тем требования к навыкам, общей эрудированности, мировоззренческим установкам нарядов возросли. «Во время несения службы на улице можно столкнуться с чем угодно. И это требует досконального знания человеческой психологии, умения доносить информацию до оппонента. Хотелось бы, чтобы сегодняшние сотрудники никому не давали обесценивать их труд, потому что их деятельность очень важна», – комментирует собеседник.

 

****

Когда в 2019-м не стало Пирата, Сергей перешел на должность милиционера группы задержания. С неё в 2025 году вышел на заслуженный отдых и продолжил трудиться вожатым в питомнике служебных собак областного управления охраны. Старший прапорщик милиции в запасе выполняет на первый взгляд незаметную, но очень важную работу. Он кормит, выгуливает служебных псов, следит за их самочувствием, наводит чистоту и порядок в вольерах, ухаживает за щенками.

До моего прихода Сергей Михайлович выгулял Крафта, Нормана, Фараона, Зевса, Руну и Айру. Кстати, Айра недавно стала мамой шести замечательных щенков. Сейчас малыши содержатся в вольере вместе с мамой, а после переберутся в собственное «жильё». В дальнейшем они будут нести службу в подразделениях охраны области. Кормят собак сбалансированным сухим кормом. Заключен договор с ветеринарной клиникой, где в случае необходимости оказывается квалифицированная врачебная помощь.

Коллективом питомника руководит майор милиции Терехов Андрей Николаевич. Также здесь трудятся инспекторы-кинологи областного управления охраны и милиционеры-кинологи ГЗ Октябрьского и Ленинского ОДО. Первые выезжают на преступления, вторые несут службу на маршрутах патрулирования. Помимо Сергея Калачика, вожатыми работают еще один мужчина и две женщины. Коллектив объединен общей кинологической идеей, случайных людей здесь нет. Сотрудники и работники живо интересуются всеми новшествами в области служебной кинологии. Руководством Департамента организовываются различные командировки, в том числе в Российскую Федерацию. «В те времена, когда служил я, такого не было», – делится собеседник.

– Работа милиционеров-кинологов, как и милиции в целом, очень сложная, но при этом она крайне важна. Как говорил один руководитель, «давайте всё бросим и разойдемся, но тогда нам придется своих детей водить в песочницу под конвоем». Вспомните 90-е, когда у ребенка на улице могли из ушей золотые сережки выдернуть! Советую молодежи почитать советские книги. Такие, как “Эра милосердия” братьев Вайнеров, роман Юлиана Семёнова “Противостояние”, посмотреть фильмы по этим произведениям. Там хорошо показана работа милиции. Они повлияли и на мой выбор профессии Так вот, у каждого мужчины есть возможность помогать людям. И если есть желание, интерес, то это можно делать, будучи сотрудником органов внутренних дел. Вместе с тем, стражам правопорядка приходится постоянно сталкиваться с негативом. Поэтому важно сохранять голову холодной, чтобы этот негатив не тяготил душу, а также в любой ситуации оставаться человеком, – резюмирует Сергей Калачик.

Ольга Махнач

Фото автора