SONY DSC

Волковысский ОДО информирует: Дифференциация правонарушений, общественные работы и профилактические меры. Что нового в новом КоАП?

Дифференциация правонарушений, общественные работы и профилактические меры. Что нового в новом КоАП?

В декабре прошлого года Президент Беларуси Александр Лукашенко на одном из совещаний с представителями силовых структур поручил разработать новый проект КоАП так, чтобы исключить корректировки законодательства в данной сфере как минимум на последующие пять лет. В течение января Национальный центр правовой информации собирал предложения граждан на эту тему. Затем над законопроектом работали эксперты. 22 апреля проект Кодекса об административных правонарушениях передали для согласования заинтересованным государственным органам и иным организациям. Затем документ был предложен для обсуждения гражданам, которые могли высказать свое мнение на правовом портале.

Итак, что же нового в новом КоАП?

newsbel.by-28.12.2019-Z5aKOmL7KcymQsQEIxFlKq2IWFLWDD1D

В новом проекте кодекса правонарушения разделены в зависимости от степени общественнойвредности и тяжести последствий на три категории: 1 — административные проступки, 2 — значительные административные правонарушения и 3 — грубые административные правонарушения. За административные проступки предусматривается наказание в виде штрафа до 10 базовых величин — для физического лица, до 25 базовых — для индивидуального предпринима­теля и до 50 — для юридического лица. За значительные административ­ные правонарушения может быть на­ложено взыскание в виде конфиска­ции, депортации или штрафа, превы­шающего лимиты, установленные за административные проступки. За гру­бые административные правонаруше­ния законопроектом предлагается взы­скание в виде общественных работ, административного ареста, лишения специального права или лишения пра­ва заниматься определенной деятель­ностью. За повторное совершение та­ких правонарушений предусматривает­ся привлечение к уголовной ответ­ственности.

От категории административного правонарушения будет также зависеть срок, по истечении которого лицо счи­тается не подвергавшимся администра­тивному взысканию, а также возмож­ность освобождения от административ­ной ответственности с применением профилактической меры воздействия — предупреждения.

Как и предлагали многие гражда­не, в проекте кодекса за совершение грубых административных правонару­шений предусмотрены общественные работы. До сих пор отсутствие в КоАП такой меры ограничивало вы­бор правоприменителя либо денежно-и­мущественными взысканиями, такими как штраф или конфискация, либо арестом. Взыскание в виде обществен­ных работ будет налагаться судом толь­ко с согласия привлекаемого к адми­нистративной ответственности. Вид ра­бот будет определяться местными ор­ганами власти на основании перечня общественных работ, определяемого правительством, а выполнять их вино­вный должен будет в свободное от ра­боты, службы или учебы время.

В процессе обсуждения нового КоАП много говорилось о его профи­лактической направленности. Одно из новшеств законопроекта — система профилактических мер, которые будут применяться за совершение правонару­шений, не относящихся к категории грубых. К таким мерам относятся уст­ное замечание, предупреждение, начис­ление штрафных баллов для преду­преждения систематического наруше­ния правил дорожного движения и ме­ры воспитательного воздействия в от­ношении несовершеннолетних. Главная особенность применения этих мер — отсутствие правовых последствий при­влечения к ответственности. То есть, лицо, к которым оно применятся, не будет считаться подвергавшимся адми­нистративному взысканию.

Кодекс дополнен главой «Админи­стративная ответственность несовер­шеннолетних». В целом для несовер­шеннолетних законопроектом предлага­ется более мягкий режим администра­тивной ответственности и более ши­рокий спектр профилактических мер воздействия. При наложении админи­стративного взыскания на несовершен­нолетнего, кроме смягчающих и отяг­чающих ответственность обстоятельств и характеристики с места учебы или работы, будут учитываться условия его жизни и воспитания, уровень интел­лектуального, волевого и психического развития и другие особенности лично­сти, а также влияние на его поведе­ние родителей и других старших по возрасту лиц.

Срок наложения административно­го взыскания предлагается установить в размере двух месяцев со дня его со­вершения. Однако при оперативной уплате законопроектов предусмотрена возможность снижения штрафа, нало­женного на физическое лицо, на 50%. Также штраф может быть уменьшен вдвое при добровольном возмещении и устранении причиненного вреда. В случае признания вины и согласия на применение административного взыска­ния без составления протокола об ад­министративном правонарушении пред­лагается назначать минимальный штраф, а при неуплате его в установ­ленный срок увеличивать его размер на 2 базовые величины.

Начальник Волковысского ОДО
Владимир Буйницкий